Назначение модуля и закупочные инструменты
Целью модуля L4M2 уровня 4 Дипломной квалификации CIPS является освоение методики анализа и формализации потребностей организаций, а также разработка экономических обоснований для поведения закупки, используя современные инструменты анализа рынков и определения степени конкуренции.
В модуле представлены следующие закупочные модели и инструменты: матрица Кралича, принцип 20/80, 5 сил Портера, цепочка ценностей Портера, 5 When’s ,RAQSCI, OWN-IT, cost / benefit анализ, управление рискам 4Т, SoW, матрица заинтересованности, расчет прибыли на разных уровнях, расчет прямых и косвенных затрат поставщика, value chain, value engineering, Lean, 6 Sigma.
Результаты обучения, критерии оценки, содержание
1.0. Как разработать экономическое обоснование требований организаций
1.1 Анализировать, каким образом бизнес-потребности влияют на принятие решения о закупках
• Тип закупки: новая, измененная, прямая повторная
• Влияние потребностей бизнеса на типы закупки
• Роль закупок в разработке бизнес-кейса
1.2. Методики оценки стоимости и цен в закупочной деятельности
• Типы данных о рынке
• Прямые и косвенные расходы
• Расчет общей стоимости и бюджетов
• Подходы при расчете общей стоимости владения / стоимости продукта на всем его жизненном цикле
1.3 Анализировать критерии, которые могут применяться при создании бизнес-кейса
• Примеры критериев, обычно применяемых при составлении бизнес-кейса: затраты, выгоды, варианты, согласование с организационными потребностями и сроками
• Требования к бенчмаркингу
1.4 Работа с бюджетами в закупках.
• Цель бюджетов
• Движение денежных средств и сроки
• Выполнение и контроль бюджетов
• Работа с отклонениями от бюджета
2.0 Методики анализа рынков в
2.1. Анализ различных типов рынков, используемых при закупках и поставках.
Такие как:
• Производство
• Строительство
• Розничная торговля
• Финансы
• Сельское хозяйство
• Сервисы
2.2 Сравнение конкурентных сил, которые влияют на рынки
• Торговая сила поставщиков и покупателей,
• Наличие альтернатив и угроза появления новых игроков
2.3 Анализ прямых и косвенных затрат предприятий поставщиков. Сбор информации.
• Сбор источников информации для оценки прямых и косвенных затрат при приобретении продукта.
• Использование информации для составления бюджета или согласования цен.
• Исследование рыночных данных для оценки и согласования текущих и будущих цен и затрат на приобретаемые товары и услуги.
3.0 Роль спецификаций в закупках
3.1. Анализ различных типов спецификаций в закупках и источников информации, используемых при создания спецификаций.
• Чертежи, образцы, со ссылкой на бренд, технические
• Спецификации соответствия
• Спецификации, регламентирующие результат
• Стандарты
• Интернет как ресурс
• Поставщики
• Каталоги
3.2 Описание разделов спецификаций в рамках формирования контракта для всего жизненного цикла продукта
• Описание и состав
• Определение
• Требования
• Тестирование и приемка
• Механизмы контроля и управления
• Социальные и экологические критерии
3.3 Определение рисков, которые могут возникнуть в результате использования неэффективных спецификаций
• Не достаточно или чрезмерно детализированные потребности
• Мониторинг создания спецификации коллегами и другими заинтересованными сторонами.
3.4 Определение возможностей для управления спецификациями в составе краткосрочных и долгосрочных контрактов
• Внедрение стандартизации
• Анализ ценности процессов и инжиниринг
• Предоставление рекомендаций внутренним заинтересованным сторонам по использованию спецификаций