Контрактное управление: типовые и уникальные договоры – что выбрать?

 

Развитие системы государственных закупок двигается по пути минимизации рисков, связанных с недобросовестным исполнением обязательств поставщиками товаров и услуг. Реализация этой стратегии проходит несколько этапов, а именно: в рамках  44-ФЗ и 223-ФЗ обязательно использование стандартных требований к описанию товаров и услуг и наименование закупки, а также продолжается наполнение библиотеки стандартных типовых форм контрактов. Интересно отметить, что подобный инструмент, как использование типовых контрактов, широко применяется в коммерческих нерегулируемых закупках. При этом, сегментация поставщиков, товаров и услуг, видов сотрудничества в коммерческих закупках помогает определить: насколько уместно использование типовых договоров с точки зрения эффективности, рациональности и достижения экономического эффекта при расходования денежных средств организации (value for money). Для выполнения сегментации существует ряд проверенных методик, используемых в профессиональной закупочной среде, например, ABC – анализ, матрица Кралича (Kraljic’s matrix).

Первая, в частности, основана на определении пропорции 20/80, где 20 – это процент поставщиков, на которых сосредоточено 80 затрат категории, структурного подразделения, организации в целом, соответственно, указанные 20% поставщиков, могут рассматриваться в качестве стратегически важных.

Матрица Кралича позволяет классифицировать поставщиков, категорию или взаимоотношения по следующему спектру:

  • стратегически важные;
  • с высокой степенью риска недопоставки;
  • с низкой степенью риска;

массовые закупки, где во внимание принимается фактор важности товара или услуги для организации и степень доступности их на рынке.

Возвращаясь к системе государственного заказа, видим, что законодательство предписывает участникам процедуры использование типовых форм в зависимости от (1) объема закупки (затрат) и (2) ее виду согласно классификатору экономической деятельности (ОКВД2). При детальном рассмотрении видов экономической деятельности, на которые Правительством РФ наложены обязательства использования типовых контрактов, отмечаем, что в перечень включены следующие отрасли: медицина, образование, космос, строительство, транспорт, наука. Сложно не согласиться, что указанные отрасли крайне значимы для страны и хорошо укладываются в контекст, приведенных выше в статье методик сегментации поставщиков, товаров и услуг, взаимоотношений, на основании которых, их смело можно отнести в категорию стратегически важных.

Однако, международные эксперты отмечают, что использование стандартных или типовых форм контрактов не всегда оправдано, в частности, Джонатан О’Брайн в своих работах приводит следующую логическую структуру выбора типа контракта исходя из уровня важности поставщика для организации, см. рисунок 1. Видим, что, напротив, для стратегически важных категорий рекомендовано использование уникальных для отдельного вида сотрудничества или пары поставщик - покупатель контракта, разработанного в ходе совместной партнерской работы. Безусловно, базой для создания подобного совместного контрактного решения могут служить типовые и, скажем, принятые в отрасли условия сотрудничества, но значительная работа проводится с целью отражения реальных особенностей сотрудничества партнеров.  И с понижением степени важности поставщика увеличивается уровень привлечения стандартных, типовых, готовых контрактных решений и условий.      

Рис 1.

Как и у любой математической, логической модели или методике у использования типовых форм контрактов есть положительные и отрицательные стороны. 

Мировая закупочная отрасль знает массу примеров успешного использования типовых форм контрактов, переживших не одну редакцию и обновление. В частности, в ходе Олимпийских и Паралимпийских игр в Лондоне в 2012 году были использованы типовые формы контрактов, разработанные Институтом Гражданского Строительства для крупных и малых строений, инженерных работ и сервисов, национальных и международных проектов – NEC3. Какие же условия договора представляют собой наиболее часто и детально обсуждаемые сторонами? Д.э.н. Рей Картер приводит классификацию, основанную на исследовании Международного Центра Компетенций Контрактного и Коммерческого Управления (IACCM), в котором ежегодно принимают участие более 2 тысяч различных организаций - пункты классификации расположены согласно их значимости): 1. Ограничение ответственности 2. Компенсация и возмещение убытков 3. Защита интеллектуальной собственности 4. Цена, стоимость контракта, пересмотр цены 5. Завершение контракта 6. Гарантии и страхование 7. Доставка и приемка 8. Условия оплаты Возвращаясь к особенностям государственной контрактной системы, отметим, что в типовых контрактах присутствует переменная часть, что означает наличие возможности персонализации условий сотрудничества для отдельной сделки, и включает способ оплаты и сроки возврата обеспечения контракта, данные поставщика, размер обеспечения контракта, срок оказания услуг.

 

Источник: CIPS, IACCM